2 СОДЕРЖАНИЕ Введение. Паспорт программы развития школы на 2020-2025 годы 3 Краткая аннотация программы 8 Основания для разработки программы развития школы на 2020-2025гг. 12 SWOT- анализ внутренних факторов развития школы 14 SWOT -анализ внешней среды 17 Основные направления развития школы 18 Мероприятия по реализации программы развития 20 Механизмы реализации программы 31 Ожидаемые результаты реализации программы развития 31 Критерии и показатели оценки 32 Приложение 1. Описание «образа» новой школы, «образа» (модели) выпускника школы будущего, «образа» (как совокупности характеристик) педагога новой школы, видение руководителей школы и команды разработчиков программы стратегической линии школы будущего 36 3 Наименован ие программы Основной разработчик- ВВЕДЕНИЕ ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Программа развития государственного казенного общеобразовательного учреждения Республики Дагестан «Кочубейская средняя общеобразовательная школа-интернат» (ГКОУ РД «КСОШИ») на 2020-2025 годы (далее - Программа развития школы) Джабраилов Мутагир Магомедовича, директор ГКОУ «КСОШИ» Основания для разработки - Основные цели программы 1. Создание модели школы обеспечивающей доступное и качественное образование в соответствии с требованиями инновационного развития социально-экономической сферы Российской Федерации и направленной на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 в части решения задач и достижения стратегических целей по направлению «Образование». Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года; - Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"; - Закон «Об образовании Республики Дагестан», принятый Народным собранием от 29+ мая 2014 года; - Об утверждении государственной программы Республики Дагестан «Развитие образования», утвержденная Постановлением Правительства Республики Дагестан; - Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельности в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. - Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего, среднего общего образования. - Устав ГКОУ РД «КСОШИ». 4 2. Обеспечение доступности образования, которая характеризуется созданием условий, соответствующих основным современным требованиям в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее ФГОС), обучающимся в общеобразовательной организации, увеличением охвата детей программами дополнительного образования, платными образовательными услугами. 3. Создание максимально благоприятных условий для выявления и обучения талантливых детей, их ориентации на построение успешной карьеры. Основные задачи • • • • • • • • • Продолжить модернизацию образовательных программ в системе общего образования детей, направленную на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации для обеспечения готовности выпускников ГКОУ РД «КСОШИ» к дальнейшему обучению и деятельности; • Формирование школьной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у школьников, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся; • Обеспечение доступного качественного общего образования, направленного на повышение естественно-научной, читательской и математической грамотности; • Обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология»; Участие в независимой оценке качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно профессионального участия; Поддержка и развитие системы профессионального роста педагогических работников согласно профессиональным стандартам; Создание современной и безопасной цифровой образовательной среды в Школе, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней; Развитие партнерской сети в образовательном учреждении и реализацию совместных проектов сети, как следствие - превращение школы в открытый социальный институт. Развитие инновации и инициативы в ГКОУ РД «КСОШИ»; Создание безопасных условий образовательной деятельности, обеспечение гарантии участников образовательного процесса на сохранение и укрепление физического и психического здоровья; Систематизация работы по обеспечению социально-психолого педагогического сопровождения обучающихся (в т.ч. с ОВЗ, РАС), развитию благоприятных психологических условий образовательной среды. Создание условий для повышения компетентности родителей (законных представителей) обучающихся в вопросах образования и воспитания будущих граждан Российской Федерации. 5 Сроки и этапы реализации программы I этап - январь - август 2020 - Организационный - анализ и оценка исходного состояния, разработка программы. II этап - сентябрь 2020 - август 2025 - Основной - реализация основных мероприятий программы, подведение итогов каждого года реализации программы, электронный мониторинг, осмысление рисков, корректировка плана действий. III этап - сентябрь-декабрь 2025 - Заключительный - подведение всех итогов программы, соотношение фактического результата с предполагаемыми результатами программы, опубликование и представление опыта реализации программы на разных уровнях. Структура программы Модуль I «Современная школа» (качественное и доступное образование каждому) Модуль II «Успех каждого ребенка» Модуль III. «Цифровая образовательная среда» Модуль IV. «Учитель будущего» Модуль V. «Обеспечение открытости и самостоятельности школы» » Приложение • доля обучающихся ГКОУ РД «КСОШИ», охваченных обновленными программами основного общего и среднего общего образования, позволяющими сформировать ключевые цифровые навыки, навыки в области финансовых, общекультурных, гибких компетенций, отвечающие вызовам современности до 100%; • повышение среднего балла по предметам учебного плана на ОГЭ и ЕГЭ; • доля обучающихся, освоивших ключевые компетенции, до 100%; • 100% обучающихся будут иметь возможность выбора предпрофильного обучения; • доля обучающихся общеобразовательных организаций, успешно продемонстрировавших высокий уровень владения цифровыми навыками, до 40%; • не менее 80 процентов обучающихся и семей будут использовать информационно-консультационные и образовательные сервисы в сети Интернет для проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий; • удельный вес численности детей по дополнительным общеобразовательным программам информационно-технологической и исследовательской направленности, до 40%; • доведение охвата школьников услугами дополнительного образования, в том числе за счет развития программ дополнительного образования в общеобразовательной организации, до 100%; • удельный вес обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по программам общего образования до 50%; • удельный вес численности детей, занимающихся в кружках, организованных на базе общеобразовательной организации, в общей численности обучающихся в общеобразовательных организациях до 75%; • удельный вес численности детей, занимающихся в спортивных секциях, организованных на базе общеобразовательной организации до 30% от общего числа школьников; • доля детей, охваченных деятельностью детских общественных объединений, созданных на базе общеобразовательных организаций, до 40%; Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы 6 Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы • удельный вес численности детей, занимающихся в спортивных секциях, организованных на базе общеобразовательной организации до 30% от общего числа школьников; • доля детей, охваченных деятельностью детских общественных объединений, созданных на базе общеобразовательных организаций, до 40%; • обеспечение условий для получения общего образования в адекватной форме детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьмиинвалидами, которым рекомендовано образование в адекватной форме; • охват школьников сбалансированным горячим питанием, до 95%; • удельный вес обучающихся, охваченных услугами организованного отдыха и занятостью, до 95%; , • удовлетворенность населения качеством общего образования детей, в том числе их информационной открытостью (выборка 10% опрошенных родителей), до 60%; • доля учителей общеобразовательных организаций, вовлеченных в национальную систему профессионального роста педагогических работников, до 50%; • доля обучающихся, вовлеченных в творческие конкурсы различного уровня, до 80 % • доля преподавателей, прошедших повышение квалификации на базе региональных центров компетенций в области онлайн-обучения и онлайнсервисов до 10%; • доля педагогических работников, занимающихся инновационной деятельностью, участвующих в смотрах и конкурсах, до 80%; • доля педагогических работников системы общего и дополнительного образования детей, состоящих в цифровых профессиональных сообществах, до 70%; • доля учителей, эффективно использующих современные образовательные информационные коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, до 97%; • удельный вес численности учителей в возрасте до 30 лет в общей численности педагогов ГКОУ РД «КСОШИ», до 25%; доля родителей обучающихся, в том числе детей с ОВЗ, детей-инвалидов, получивших консультативную методическую, психолого-педагогическую, диагностическую помощь по вопросам здоровья, развития, коррекции, обучения и воспитания, до 100%. 7 Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы • • • • ,• • • • • • • • • • • • • • доля детей, охваченных деятельностью детских общественных объединений, созданных в общеобразовательной организации, до 50%; обеспечение условий для получения общего образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами, РАС, которым рекомендовано образование по адаптированной программе; охват школьников сбалансированным горячим питанием, до 100%; удельный вес обучающихся, охваченных услугами организованного отдыха и занятостью, до 95%; удовлетворенность населения качеством общего образования детей, в том числе их информационной открытостью (выборка 10% опрошенных родителей), до 60%; доля учителей общеобразовательных организаций, вовлеченных в национальную систему профессионального роста педагогических работников, до 50%; доля обучающихся, вовлеченных в творческие конкурсы различного уровня, до 50 % доля преподавателей, прошедших повышение квалификации на базе региональных центров компетенций в области онлайн-обучения и онлайнсервисов до 20%; доля педагогических работников, занимающихся инновационной деятельностью, участвующих в смотрах и конкурсах, до 80%; доля педагогических работников системы общего и дополнительного образования детей, состоящих в цифровых профессиональных сообществах, до 50%; доля учителей, эффективно использующих современные образовательные информационные коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, до 97%; доля родителей обучающихся, в том числе детей с ОВЗ, детей-инвалидов, РАС, получивших консультативную методическую, психолого педагогическую, диагностическую помощь по вопросам здоровья, развития, коррекции, обучения и воспитания, до 100%. доведение доли обучающихся ГКОУ РД «КСОШИ», охваченных мероприятиями профилактической направленности, до 99%; удовлетворенность населения качеством общего образования детей, в том числе их информационной открытостью (выборка 10% опрошенных родителей), до 60%; доля учителей общеобразовательных организаций, вовлеченных в национальную систему профессионального роста педагогических работников, до 50%; доля обучающихся, вовлеченных в творческие конкурсы различного уровня, до 80 % доля преподавателей, прошедших повышение квалификации на базе региональных центров компетенций в области онлайн-обучения и онлайнсервисов до 10%; число педагогов предметных областей «Технология», «Информатика», освоивших новые методы обучения и воспитания, до 50%; 8 • доля педагогических работников, занимающихся инновационной деятельностью, участвующих в смотрах и конкурсах, до 80%; • доля педагогических работников системы общего и дополнительного образования детей, состоящих в цифровых профессиональных сообществах, до 70%; • доля учителей, эффективно использующих современные образовательные информационные коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, до 97%; • доля родителей обучающихся, в том числе детей с ОВЗ, детей-инвалидов, получивших консультативную методическую, психолого-педагогическую, диагностическую помощь по вопросам здоровья, развития, коррекции, обучения и воспитания, до 100%. • введение дистанционного обучения для детей-инвалидов, детей с ОВЗ, РАС • • • • • • • • Результаты: в ГКОУ РД «КСОШИ» будут созданы условия, соответствующие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов; качества образования повысится за счет организации на более высоком уровне работы с обучающимися; обеспечится устойчивая взаимосвязь учебной деятельности с ее обязательной практической составляющей; расширится влияние образовательной организации, обеспечивающей поддержку одаренных школьников на разных уровнях; будут созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ, РАС на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (реализована адаптивная образовательная программа для каждого обучающегося); будет развиваться банк лучших практик (образовательных программ и технологий) общего образования и система инновационных площадок, апробирующая и распространяющая эффективные модели обновления содержания образования; обучающиеся 8-9 классов получат возможность предпрофильного образования; будет обновлена материально-техническая база. Краткая аннотация программы Программа развития ГКОУ РД «КСОШИ» до 2025 года представляет собой управленческий документ, предусматривающий реализацию комплекса мероприятий и создания необходимых условий в образовательной организации для достижения определенных документами стратегического планирования целей государственной политики в сфере образования на принципах проектного управления. Программа развития разработана на основе проектного управления, закрепленного в Постановлении Правительства РФ от 12.10.2017 N 1242 (ред. от 17.07.2019) «О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации» и предусматривает возможность достижения целевых показателей с опорой на внутренние и привлеченные ресурсы. Программа развития является основанием для интеграции образовательной организации в сетевые сообщества (объединения, кластеры) системы образования по приоритетам развития образования. Статья 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» относит к компетенции образовательной организации разработку и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации. Программа развития является обязательным локальным актом, наличие которого в образовательной организации закреплено законодательно. Программа развития определяет стратегические направления развития образовательной организации на среднесрочную перспективу: ценностно-смысловые, целевые, 9 Программа как проект перспективного развития ОО призвана: S обеспечить достижение целевых показателей Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на срок 2018 - 2025 годы (утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642) и стратегических целей Национального проекта «Образование» в деятельности ОО; S обеспечить качественную реализацию государственного задания и всесторонне удовлетворение образовательных запросов субъектов образовательных отношений; S консолидировать усилия всех заинтересованных участников образовательных отношений и социального окружения ОО для достижения целей Программы. Основная цель программы: создание модели школы, обеспечивающей доступное и качественное образование в соответствии с требованиями инновационного развития социально экономической сферы Российской Федерации и направленной на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций. Сроки и этапы реализации программы: I этап - 2020-2021 годы - организационный - анализ резервов, способствующих реализации целей и задач нового этапа развития школы. II этап - 2021-2022 годы - основной - реализация локальных документов школы. Тематический, текущий контроль деятельности учителей и учащихся. III этап - 2023-2025 годы - заключительный - оценка качества образовательной деятельности. подведение всех итогов программы, соотношение фактического результата с предполагаемыми результатами программы, опубликование и представление опыта реализации программы на разных уровнях. В разработке программы учтены достижения школы, опыт реализации отдельных направлений, потребности заказчиков образовательного процесса. Результаты программы планируется представить в виде программного продукта, размещенного на школьном сайте, ежеквартальных отчетов в ГКУ РД «ЦОДОУ ЗОЖ», отчетов в Министерство образования и науки Республики Дагестан и через участие в электронном мониторинге. Финансирование программы предполагается осуществлять за счет средств субвенций федерального и местного бюджетов, привлечения внебюджетных средств. В реализации программы принимают участие все участники образовательного процесса. Анализ актуального состояния ГКОУ РД «КСОШИ» В ГКОУ РД «КСОШИ» сформирована современная модель школьного образования, основу содержания которой составляет совокупность универсальных знаний, компетенций и учебных действий, ориентированных на обеспечение задач инновационного развития школы и её конкурентоспособности в социуме. Школа начала свою деятельность в 1987 году. ГКОУ РД «КСОШИ» - это современное общеобразовательное учреждение, которое обеспечивает качественное и доступное начальное общее, основное общее и среднее общее образование. В школе сложилась система непрерывного образования. Миссия школы: создание условий для самореализации и осознанного личностного самоопределения учеников в соответствии с их способностями и интересами, формирование успешной личности, готовой к жизни в информационном обществе. Образовательная деятельность в школе организуется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования, СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно— эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», основными образовательными программами по уровням, включая учебные планы, календарные учебные графики, расписания занятий. На начало 2019/2020 учебного года в школе сформирован 2 5 классов с контингентом учащихся в количестве 440 человек. Образовательный процесс осуществляют 34 учителя и 37 воспитателя. В школе реализуются следующие образовательные программы: Т Основные общеобразовательные программы начального общего образования (ООП НОО); 10 • основного общего образования (5-9 ООП ООО); • среднего общего образования (10-11 классы); II. Дополнительные общеразвивающие программы: • дополнительное образование детей и взрослых; • кружковой деятельности. Учебный план 1-4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования (реализация ФГОС НОО), 5-9 классов - на 5-летний нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования (реализация ФГОС ООО), 10-11 классов - на 2-летний нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего образования (ФГОС СОО). Учебный план школы полностью соответствует требованиям Министерства просвещения России. В нем обязательная часть (федеральный компонент на уровне среднего общего образования) реализована полностью. Все используемые УМК соответствуют федеральному перечню. Средний возраст педагогов 44 года. В целях повышения качества образовательной деятельности в школе проводится целенаправленная кадровая политика, основная цель которой - обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии, в соответствии с потребностями школы и требованиями действующего законодательства. Наблюдается стабильные результаты в активности учителей, их стремлению к творчеству. 60% педагогов школы принимали участие в конкурсах, фестивалях, семинарах, конференциях различного уровня, давали открытые уроки и проводили мастер-классы, работали в заседаниях МО учителейпредметников, принимали участие в качестве экспертов районных, муниципальных мероприятий. 6 педагогов возглавляют методические объединения, творческие группы учителей-предметников. Все учителя школы регулярно повышают уровень своего профессионализма. Приоритетные интересы школы и принципы построения ее желаемого образа. ГКОУ РД «КСОШИ» - это образовательное учреждение, добрая по отношению к ученикам и привлекательная для учителей школа, которая видит свою миссию в создании открытого мотивирующего образовательного пространства, обеспечивающего его профессиональный и социальный успех в современном мире. Эффективность реализации данной миссии возможна только при развитии непрерывного развития ответственности обучающихся за результаты своего образования. Поэтому ключевой ценностью образовательной деятельности обучающегося выступает «активная личность», использующая потенциал образовательного пространства для достижения своих социально значимых целей. Ценность «активной личности» обучающегося в образовательном процессе является важнейшей в программе развития школы. Иными словами, школа позволяет достичь высокого уровня качества образования для ребенка мотивированного на обучение. Мотивация - это внутренняя движущая сила, которая заставляет человека работать над собой и реализовывать свои планы. Развитие и использование возможностей мотивации ребенка в образовательном процессе выступает концептуальной идеей Программы развития школы. Имиджевой характеристикой развития школы до 2025 года является слоган «Успешность каждого ребенка - вектор развития школы» • • • • • • Приоритетными направлениями являются: обеспечение доступности образования, повышение качества и результативности образовательного процесса, приведение содержания образования, технологии образовательного процесса и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества; развитие инновационной сферы в образовании и системы дополнительных образовательных услуг; укрепление и развитие материально-технической, учебной базы школы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов; сохранение и укрепление здоровья детей в процессе обучения, создания условий для обучения учащихся с ОВЗ, РАС; выявление и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи; повышение социального статуса творчески одаренной личности.______________________________ Важнейшими задачами образования в нашей школе являются: 11 • формирование функциональной грамотности (в том числе естественно-научной, читательской и математической грамотности) и необходимых для этого предметных компетенций в пределах, определяемых федеральными государственными образовательными стандартами; • развитие специальных способностей обучающихся (математических, информационных, естественно-научных, технологических и др.) в условиях предпрофильного обучения, средствами образовательно-воспитательной среды творческого развития в целом; • формирование ключевых компетенций в различных сферах жизнедеятельности. Образовательная среда обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей субъекта познания и предметной деятельности, она представляет каждому обучающемуся возможность реализовать себя в познании, учебной и внеучебной деятельности, поведении, она развивает индивидуальность обучающегося, создает все условия для его саморазвития, самовыражения. Образовательная среда строится на принципе вариативности, максимально обеспечивая стратегическую цель образования - становление духовных и интеллектуальных качеств выпускника (приложение № 1). 12 Основания для разработки программы развития школы на 2020-2025 годы Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития образовательного учреждения на основе анализа работы ГКОУ РД «КСОШИ» за предыдущий период. В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления содержания образования и организации воспитания, управление образовательным учреждением на основе инновационных процессов. Для современного этапа развития общества (изменение политических и социально экономических путей его развития) характерно становление принципиально новых приоритетов, требований к системе образования. Важнейшим требованием является повышение качества образования. Данная проблема находит решение в концепции модернизации российского образования. Для реализации цели модернизации образования (создание механизма устойчивого развития образовательной системы) выдвинуты следующие приоритетные направления: > обеспечение качественного, доступного и полноценного образования; > повышение профессионализма работников образования; повышение роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, социального партнера образовательного учреждения; развитие благоприятной и мотивирующей на учёбу атмосферы в школе, обучение школьников навыкам самоконтроля, смообразования; развитие творческих способностей, одарённости и адаптивных возможностей школьников; > совершенствование предпрофильной подготовки школьников. Одной из наиболее важных проблем развития современного образования в России является проблема перехода школы на новый уровень ответственности перед государством и обществом, где важную роль играет экономические интересы страны. В связи с этим модель выпускника рассматривается как личность, экономической деятельности страны. которая стремиться к самовыражению Обществу нужен новый тип характера в - предприимчивый, инициативный, готовый к риску и всему новому. В современном образовательном пространстве важен вопрос повышения качества и доступности образовательного процесса для формирования граждан, способных действовать в постоянно изменяющейся экономической среде, ориентирующихся в информационном пространстве. Возникает необходимость создания в школе единой информационной среды, выполняющей образовательные функции. Однако процесс информатизации сегодня не должен рассматриваться как проблема компьютеризации школьных кабинетов средствами ИКТ и создания на их основе педагогических инструментов. Содержание Программы развития ГКОУ РД «КСОШИ» является ориентиром развития на ближайшие годы. Главной задачей будет формирование такой структуры школы, которая бы удовлетворяла всех участников образовательного процесса, обеспечивала высокое качество образования в соответствии с экономическими требованиями государства. 13 - анализ потенциала развития школы на основе проведения SWOT-анализа возможностей и проблем образовательного учреждения - анализ возможных вариантов развития. Идея программы развития: от информационно-образовательной среды к информационно образовательному центру. Формирование информационно-образовательного центра является предметом совместной деятельности в рамках социального и профессионального партнёрства субъектов образовательного процесса. Направления деятельности: - определение содержания, методов и технологий обучения в условиях информатизации образования, направленные на повышение качества обучения; - обеспечение современной компьютерной и интерактивной техникой ОУ; - создание условий для эффективного использования техники в практику ОУ; - создание и развитие системы повышения квалификации руководства и педагогических кадров. Проблема: Из-за недостаточности материально-технической базы отмечается недостаточное влияние процесса информатизации на развитие возможностей индивидуального подхода к обучающимся. Показатели результатов: - выравнивание возможностей учащихся в получении качественного образования; - улучшение социальной ориентации учащихся; - расширение возможности получения дополнительного образования в соответствии с запросами; - расширение социального партнёрства и развитие общественно-гражданских форм управления. Ожидаемые результаты: Системное управленческое мышление руководителей и участников образовательного процесса, поддержка упреждающего управления. Организация эффективного взаимодействия с потенциальными потребителями (учащимися, родителями, сотрудниками) и заинтересованными сторонами (организациями дополнительного образования, средними и высшими учебными заведениями, учреждениями культуры и спорта) по удовлетворению их ожиданий и требований; 14 Усиление доверия заинтересованных сторон; > Улучшение работоспособности коллектива. Результатом обучения в ГКОУ РД «КСОШИ» должно стать овладение учащимися определенным объемом базовых знаний с учетом профориентации, приобретение навыков самообразования, высокая конкурентоспособность при поступлении в профильные вузы. Условием осуществления этих целей являются сохранение и укрепление физического, психического и нравственного здоровья детей. Фактор развития ОО Модерниза ция содержате льной и технология еской сторон образовате льного процесса. SWOT- анализ внутренних факторов развития школы Сильная сторона Перспективы Слабая сторона развития Использование информационных ресурсов сайтов и порталов. Наличие у большинства педагогов интернет публикаций и страниц в информационно Образовательных порталах Недостаточная осведомлённость педагогов об Основных направлениях развития образования. Высокий потенциал педагогических работников и положительное Приоритет традиционных форм и методов организации образовательного процесса в ОУ. отношение изменениям. Работоспособность коллектива к Недостаточная подготовка педагогов по организации предпрофильной подготовки. Создание информационного пространства в ОУ, которое будет способствовать Повышению не только информированности педагогов, но и их профессиональной компетентности. («Странички педагогов») Обучение педагогов новым образовательным технологиям, их Внедрение в практику работы Особое внимание уделить обучению педагогов по тематике «Специфика работы с детьми с ОВЗ» Возможны е риски Быстрый переход н компетентно1 тную модель может создать психологичес кое напряжение у Части педагогов Овладение новыми технологиями Развитие конкурентных отношений между Близлежащ™ и образовател ьными учреждениям Разработка собственных методических рекомендаций по организации образовательного процесса в ходе предпрофильной 15 подготовки школьников. Создание системы ранней предпрофи льной подготовки Личностн Слаженный ы й рост коллектив участник опытных ов педагогов. образова Высокая тельного квалификация процесса педагогов. Сложившаяся система работы с одаренными детьми в области Исследовательской и проектной деятельности. Вовлечение большого количества детей во внеурочную деятельность. Участие в конкурсах различного уровня. Эффективная работаученического совета школы. Творческие группы учителей, способных к изменениям своей Узкопредметная направленность деятельности педагогов, недостаточное стремление интегрировать свою деятельность и создавать совместные творческие проекты. Личностный рост Мотивация на разработку индивидуальных и совместных творческих метапредметных проектов Создание культурнообразовательного пространства как условие личностной самореализации и проявления детской инициативы. Унификация содержания и форм деятельности Недостаточный уровень ITкомпетенции Недостаток свободного времени Недостаточный уровень мотивации у участников образователь ного процесса Технологии развивающего и дифференцированного обучения 16 профессиональной деятельности. учащихся, Ориентированных на «среднего» ученика. Знание-ориентированн ый подход к содержанию образования и оценка учебных достижений учащихся. Создание возможности свободного выбора и самореализации в образовательном процессе. Оценивание результатов обучения по совокупности компетентности и личностных качеств, приобретённых Школьниками, по результатам прохождения педагогическими сотрудниками независимой диагностики Расширение спектра образовательных услуг, внедрение вариативных программ и технологий. Та^им образом, к сильным сторонам относятся: коллектив квалифицированных опытных педагогов; > использование информационных ресурсов сайтов и порталов; сложившаяся система управления ОУ позволяет педагогам находиться в постоянном творческом поиске. Основные риски развития связаны: быстрый переход обучения на компетентностную модель может создать психологическое напряжение у части педагогического коллектива. Пути решения: 1. Активная информатизация образовательного процесса. 2. Совершенствование системы управления ГКОУ РД «КСОШИ» по обеспечению адекватной реакции на динамично изменяющиеся потребности общества. 3. Поиск педагогических идей по обновлению содержания школьного образования; увеличение количества инновационно-активных технологий и авторских разработок и включение их в образовательный процесс. 4. Развитие кадрового состава. 17 SWOT -анализ внешней среды Фактор ОУ развития Сильная сторона Государственная политика направлена на повышение статуса профессии педагога. Переход на эффективный контракт. Повышение престижа профессии педагога; дифференциация оплаты труда в зависимости от качества Образовательной деятельности Государственная Рост значимости политика, здорового образа нацеленная на жизни в обществе. сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся. Место расположения школы позволяет сотрудничать с близлежащими учреждениями образования, культуры и Дополнительного образования. Слабая сторона Перспективы развития Возможные риски Инерция педагогических кадров Создание системы стимулирования за высокое качество выполнения своих профессиональных обязанностей на уровне ОУ и разработка инструментов оценки Повышение качества просветительской работы Рост напряженност и труда, конфликтност и, отсутствие адекватных, объективных инструментов регулировани я отношений Дефицит времени Нежелание родителей Приобщаться к ЗОЖ Разработка механизмов, поиск возможностей совместной деятельности Незаинтересо ванность партнеров, отсутствие должной мотивации Некомпетентнос ть родителей в Вопросах культуры здоровья. Увеличение количества совместных проектов и увеличение количества сетевых партнеров. Таким образом, к сильным сторонам относятся: 1. Внимание общества к здоровому образу жизни; 2. Повышение престижа профессии педагога; 3. Сотрудничество с различными образовательными организациями. Основные риски связаны: 1. С дефицитом времени у педагогов, детей и родителей; 2. С ростом напряженности труда, конфликтности; 3. С незаинтересованностью партнеров. Пути решения: 1. Создать социально-педагогические условия для преодоления отчуждения родителей от ОУ и активного и грамотного взаимодействия педагогов и родителей в единой образовательной среде. 2. Создание системы стимулирования за профессиональные достижения на уровне ОУ и ------- ------------------------- ---------- ----- 18 3. Поиск формы эффективного взаимодействия ГКОУ РД «КСОШИ» с социальными партнерами по вопросам воспитания и образования детей в современных условиях. 4. Создание открытой информационной среды для всех участников образовательного процесса. SWOT-анализ потенциала развития ОУ позволяет предположить, что в настоящее время ОУ располагает мощными образовательными ресурсами, способными удовлетворить запрос на получение качественного образовательного продукта, востребованного родителями и широким социумом. Для реализации программы развития образовательное учреждение имеет соответствующее учебно-методическое, материально-техническое, кадровое обеспечение. Школа укомплектована руководящими и педагогическими кадрами, специалистами, обеспечивающими функционирование и развитие образовательного учреждения. Основные направления развития школы В процессе реализации программы развития образовательного учреждения выбраны приоритетными следующие направления работы: • развитие качественной и доступной образовательной и творческой среды; • образовательные программы, в которых созданы современные материально-технические условия в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования; • развития эффективности системы дополнительного образования; • • реализация мероприятий, направленные на здоровьесбережение учащихся; поддержка учителей в освоении методики преподавания по межпредметным технологиям и реализации их в образовательном процессе; • доступность образования для обучающихся с ОВЗ; • развитие системы воспитательной работы; • создание системы ранней профориентационной подготовки и осознанного выбора профессии. 19 Стратегия и тактика реализации программы Цель программы: обеспечение высокого качества и доступности образования в соответствии с перспективными задачами развития экономики Республики Дагестан; создание единого информационно-образовательного центра как необходимого условия для динамичного развития школы в современных условиях. создание системы ранней профориентации и осознанного выбора профессии; создание системы работы с детьми с ОВЗ. Задачи: 1. Повысить качество и доступность образования. 2. Создать информационно-методическое пространство, способствующего совершенствованию профессионального мастерства педагогов в условиях работы ФГОС для обеспечения смены образовательной деятельности с репродуктивной на поисковую, направленную на построение всеобщих способов действий, а не алгоритмов конкретных ситуаций. 3. Развивать единую информационно-образовательную среду как необходимое условие построение образовательной модели. Повысить уровень материально-технической базы и развитие инфраструктуры школьного образования. 4. Сформировать открытую и доступную систему дополнительного образования для развития детских способностей. 5. Расширить формы и методы информационного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. 6. Создать условия для сохранения психического здоровья обучающихся через повышение адаптивных возможностей личности в ходе специально организованной деятельности 20 Мероприятия по реализации программы развития Федеральные и Задачи Мероприятия Сроки Ответствен региональные ные документы развития исполнители Ожидаемый результат образования Подпрограмма «Повышение качества и доступности образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования» Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Повысить качество образования через обновление содержания образовательных программ в соответствии с ФГОС -Внедрение в образовательный процесс целевых программ и проектов, обеспечивающих реализацию концепции. - Совершенствование содержания, форм и методов образования. - Совершенствование системы управления образовательным процессом. - Разработка мероприятий, направленных на здоровьесбережение и формирование здорового образа жизни. Проекты: «Взаимодействие всех участников образовательного процесса как условие совершенствования качества образования»; «Управление качеством Федеральный 2020-2025 Педагогический коллектив Качественное обновление программ основного и дополнительного образования Повышение предметной компетентности обучающихся через деятельностно поисковую структуру урока, конструкцию заданий,технологии развития когнитивных компетенций,деятель ностно- 21 государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413)( ред.29.06.17г) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общегообразования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) (ред.31.12.15г) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373) (ред.31.12.15г) Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 4.02.2010’ Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017гг. образования». «Управленченское продвижение компетентностных практик в работе с персоналом школы» рефлексивную структуру оценочных средств, использование проектных задач и проектов Продуктивное взаимодействие социальной службы школы, родителей, учеников, районных и городских служб по вопросам качества образования. 22 (Утверждена указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761) Расширить возможности самореализации учащихся и педагогов. - Создание условий для роста профессионального мастерства и творческой активности педагогов. - Создание новых программ социализации обучающихся Проект: «Самореализация в проектно исследовательской деятельности как условие успешной социализации учащихся» 2020-2025 Педагогический коллектив Повышение доли учителей, прошедших курсы повышения квалификации для работы по новым образовательным стандартам в рамках новых технологий Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, творческих проектах всех уровней. Повышение числа обучающихся, поступающих в ВУЗы 23 Применять личностно ориентированные, развивающие технологии Создать банк образовательных технологий с учётом их изменения на разных этапах обучения: - развивающее обучение; - коллективные и групповые способы обучения; - уровневая дифференциация; - проектная технология; - учебное исследование; -проблемный диалог. 2020-2025 Методисты Активизация и познавательной деятельности обучающихся. Повышение мотивации учебного труда путем изменения методики и методов преподавания, которые состоят во введении и апробации форм работы, основанных на идее ответственности и инициативы самих учеников. 24 Создать систему мониторинга индивидуальных достижений обучающихся (личностные результаты) Систематизировать технологию сопровождения: - диагностика индивидуальных психологических особенностей Обучающихся; - тестирование интеллекта, интеллектуальных умений и навыков; - диагностика проблем Обучающихся на разных ступенях развития; - предпрофессиональная диагностика; 2020-2025 Педагогпсихолог Социальный педагог Классные руководители Воспитатели Выявление способных детей и организация для них индивидуальных учебных маршрутов. Помощь слабоуспевающим ученикам,коррекция образовательной деятельности. - диагностика индивидуального обучения и самовоспитания Выстроить систему оценки (внутренней и внешней) качества результатов обучения -Независимые мониторинги качества образования. -Консультации, семинары, «круглые столы» по подготовке и проведению ОГЭ и ЕГЭ. -Совершенствование модели предпрофильной подготовки и профильного образования. Проект «Новые оценочные 2020-2025 Педагогический Коллектив Высокий образовательный уровень обучающихся. 25 средства новой школе» • Программы мониторинга «Включенность учителя в компетентностное образование» и «Эффективность методической работы в «школе компетенций». • Методика потребительской оценки качества образовательныхуслуг школы компетенций (разработка индексов информированности, удовлетворенности, полезности, содействия). , Подпрограмма «Повышение уровня квалификации педагогов рост эффективности работы ОУ» Активизировать методическую работу Приказ Минтруда по качественной России от 18.10.2013 № подготовке, 544 н «Об утверждении переподготовке и профессионального повышению стандарта» (Ред 05 08 16) квалификации педагогических Реализация Закона 273кадров. ФЗ «Об образовании в Повышение мотивации РФ». Статья 49. к эффективной Аттестация педагогической педагогических деятельности работников Использование эффективных, современных форм контроля и оценивания профессиональной деятельности учителя: оценка, самооценка, строящихся на основе сформированности профессиональных педагогических компетентностей. Совершенствовать систему мониторинга профессиональных потребностей, роста учителя, в том числе через прохождение независимых диагностик. Дифференцирование заработной платы в зависимости от качества и результативности работы; создание условий для непрерывного 2020-2025 Администрация Соответствие специалистов ОО заявленной категории. Применение современной системы мониторинга качества образования. Системная подготовка и переподготовка педагогических кадров ОУ на основе современных подходов их аттестации; Достижение 26 образования; поддержка и адаптация молодых педагогов. Освоение учителями школы методики преподавания по межпредметным технологиям, технологиям развивающего обучения и реализации их в образовательном процессе. - Проектирование урока на компетентностной основе, - Конструирование оценочных средств и ситуации учебных достижений» -Сценирование учебного открытия, -Технологии исследующей дискуссии на компетентностном уроке 26 высокого результата качества образования. 27 Подпрограмма «Обновление МТБ и инфраструктуры системы образования» Приказ от 23 июня 2009 года N 218 «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования» Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Санитарно эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 Совершенствование материально технической базы для улучшения образовательного процесса. -Развивать материально техническую базу ОУ, отвечающую санитарным правилам и нормативам требованиям к обеспечению школьной безопасности; - Создание электронной библиотеки - Создание творческой группы, занимающейся внедрением ИКТ в образовательный процесс. Проекты: «Новое освоение технических и методических приемов работы с интерактивной доской»; «Мобильный компьютерный класс как средство реализации деятельностного подхода в обучении школьников в рамках ФГОС» Администрация 2020-2025 Формирование и использование бюджета в полном объёме Реализация новых ФГОС при соблюдении требования к условиям реализации образовательных программ в полном объеме. Создание безопасной среды для участников образовательного процесса. 28 Подпрограмма «Расширение открытости ОУ Федеральный закон от 29.12.2012 №273ФЗ «Об образовании в „ „ „ Российской Изучение запросов родителей и общества Федерации». Расширение форм и Формирование системы ^ ^ информирования. ^ г г методов информационного взаимодействия. -Сотрудничество педагогического коллектива со всеми родителями обучающихся и родительским комитетом класса и школы. -Своевременное обновление информационных пространств. -Выпуск печатной продукции о ~ , г школьной жизни (газеты, буклеты, ч листовки) тт тт -Использование Интернет-ресурсов ( ~ (сайт учреждения, сайты учителей, образовательные ресурсы и сервисы, „ „ электронный дневник, электронный ч журнал). Пржкты. «Социальные проекты классов»; -Школьный МЕДИАЦЕНТР 28 2020-2025 Педагогический коллектив Классные руководители Воспитатели Удовлетворение потребностей общественности в информации о результатах работы школы. Сформировать ^ r г механизмы открытости ^ образования ^ (публичный отчет, v J ’ сайт ОУ, школьная газета и т. д.) ’ Повышение имиджа школы 29 Подпрограмма «Развитие дополнительного образования» Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017гг. (Утверждена указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761). Сформировать открытую и доступную систему дополнительного образования для развития детских способностей -Изучение образовательного спроса на дополнительные образовательные услуги. - Выбор индивидуальных программ для детей. - Участие в конкурсах, фестивалях, спортивных мероприятих различных уровней. -Формирование заинтересованности через участие в культурно-массовых мероприятиях школы -Формирование модели школьного научного общества с развитием образовательного ресурса. 2020-2025 Педагогорганизатор, педагоги дополнительно го образования, классные руководители Воспитатели Творческое развитие личности ребёнка, реализации его интересов через дополнительные образовательные программы, увеличение перечня дополнительных образовательных услуг. Повышение качества и результативности дополнительного образования Подпрограмма «Адаптация обучающихся 1-х, 5-х, 10-х классов к условиям образовательной среды школы» 29 30 Федеральный закон от 29.12.2012 №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Создать условия для сохранения психического здоровья обучающихся через повышение адаптивных возможностей личности в ходе специально организованной деятельности Создание условий для успешной реализации учащимися своих способностей в образовательном процессе. Вовлечение детей во внеурочную деятельность, помощь при проведении исследовательских и проектных работ. Работа с ослабленным детьми здоровьем с по индивидуальным образовательным маршрутам. Постоянный контакт детей со школьным психологом, проведение диагностик. Проведение родительских собраний, индивидуальных консультаций В течение учебного года Администрация Социальный педагог Классные руководители Педагоги Родители Воспитатели Сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся. Улучшение межличностных отношений между сверстниками. Повышение уровня мотивации родителей к участию в жизни класса, общественном управлении школы 31 Механизмы реализации программы. 1. Создание проектов для реализации Программы развития школы с учетом основных задач программы, назначение ответственных за их выполнение и ожидаемые результаты. 2. Включение всех участников образовательного процесса школы на реализацию Программы развития. Выявление и анализ приоритетных направлений развития, промежуточных результатов ее выполнения на заседаниях методического совета и школьных методических объединений, классных родительских собраний, в средствах школьной информации. 3. Создание системы диагностики и контроля реализации Программы развития. Администрация школы ежегодно подводит итоги выполнения Программы на заседаниях педагогического совета. Программа реализуется в период с 2020 по 2025 годы. I этап - 2020-2021 годы Анализ резервов, способствующих реализации целей и задач нового этапа развития школы. II этап - 2021-2022 годы Реализация локальных документов школы. Тематический, текущий контроль деятельности учителей и учащихся. III этап - 2023-2025 годы Оценка качества образовательной деятельности. Ожидаемые результаты реализации программы развития: • Создание информационно-образовательного центра, позволяющего удовлетворить интересы и потребности всех участников образовательного процесса за счёт реализации принципов доступности и качества образования; • Повышение профессиональной компетентности педагогов, в том числе в области овладения инновационными образовательными, метапредметными технологиями; • Увеличение числа школьников, обучающихся в системе внутришкольного и внешкольного дополнительного образования; рост количества детей, имеющих достижения в олимпиадах, фестивалях, конкурсах различного уровня как показатель социальной компетентности учащихся; • Увеличение числа выпускников, поступающих в учебные заведения по выбранному профилю; • Наращивание материальной базы учреждения, необходимой для реализации образовательной программы. крптсрпп^^иказатслиоцгпки 32 Качество образовательного процесса оценивается по следующим показателям: результативность деятельности ОУ согласно программе развития; продуктивность и результативность образовательных программ; > результаты лицензирования, аттестации и государственной аккредитации ОУ; эффективность механизмов самооценки, оценки достоинств и недостатков в учебной, научно-методической, административной и хозяйственной деятельности, принятие стратегически значимых решений, представленных в ежегодных публичных докладах. Качество образовательных достижений оценивается по следующим показателям: результаты: - государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х и 9-х классов; - промежуточной и текущей аттестации обучающихся (мониторинг и диагностика обученности); результаты мониторинговых исследований: - качества знаний обучающихся 4-х, 7, 8, 9 и 10 классов по учебным предметам и метапредметных диагностиках; - готовности и адаптации к обучению обучающихся 1-х классов; - обученности и адаптации обучающихся 5-х и 10-х классов; -участие и результативность работы в школьных, районных, городских, предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, фестивалях и пр.; > В качестве индивидуальных образовательных достижений рассматриваются: • образовательные достижения по отдельным предметам и их динамика; • отношение к учебным предметам; • удовлетворенность образованием; • степень участия в образовательном процессе (активность на уроке, участие во внеурочной работе и т. д.). Доступность образования оценивается по следующим показателям: система приема обучающихся в школу; конкурентоспособность ОУ (отношение количества детей школьного возраста, проживающих в микрорайоне учреждения, но обучающихся в других ОУ, к количеству детей, проживающих в других микрорайонах, но обучающихся в данном учреждении); открытость деятельности ОУ для родителей и общественных организаций. 33 Профессиональная компетентность педагогов оценивается по следующим показателям: отношение педагога к инновационной работе; активное применение информационных технологий в своей профессиональной деятельности; готовность учителя к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов повышения квалификации, участие в работе МО, методических советах, педагогических конференциях различных уровней, в научной работе и т. д.); знание и использование педагогом современных педагогических методик и технологий; образовательные достижения обучающихся (успевающие на "4" и "5", отличники, медалисты, победители олимпиад, конкурсов, смотров, фестивалей) участие педагога в качестве эксперта ЕГЭ, аттестационной комиссии, жюри и т. д.; > личные достижения в профессиональных конкурсах разных уровней. Качество материально-технического обеспечения образовательного процесса оценивается по следующим показателям: программно-информационное обеспечение, наличие и эффективность использования интернет-ресурсов в учебном процессе; Комфортность обучения оценивается по следующим показателям: соответствие службы охраны труда и обеспечения безопасности (техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности, антитеррористической защищенности) требованиям нормативных документов; соответствие условий обучения (размещение ОУ, земельный участок, здание, оборудование помещений, воздушно-тепловой режим, искусственное и естественное освещение, водоснабжение и канализация, режим общеобразовательного процесса, организация медицинского обслуживания, организация питания) требованиям СанПиН; соответствующий морально-психологический климат. Система дополнительного образования оценивается по следующим показателям: количество предоставляемых дополнительных образовательных услуг и охват ими обучающихся; заинтересованность родителей и обучающихся в дополнительных образовательных услугах; 34 степень соответствия количества и качества дополнительных образовательных услуг запросам родителей и обучающихся; результативность предоставляемых образовательных услуг (наличие победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, фестивалей и т. д.); применимость полученных в результате дополнительного образования знаний и умений на практике. Открытость деятельности ОУ оценивается по следующим показателям: эффективность взаимодействия ОО с родителями, выпускниками и профессиональным сообществом; репутация (рейтинг) ОУ на различных уровнях; качество публичных докладов и их доступность широкой общественности. Состояние здоровья обучающихся оценивается по следующим показателям: наличие медицинского кабинета общего назначения и его оснащенность в соответствии с современными требованиями; регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических и гигиенических профилактических мероприятий, медицинских осмотров; частота заболеваемости обучающихся, педагогических и других работников; эффективность оздоровительной работы (оздоровительный компонент содержания учебных предметов, здоровьесберегающие программы, режим дня, организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время и т. д.); состояние физкультурно-оздоровительной работы (распределение школьников по уровню физического развития, группам здоровья, группам физической культуры). Качество воспитательной работы оценивается по следующим показателям: степень вовлеченности педагогического коллектива и родителей в воспитательный процесс; демократичность характера планирования воспитательной ра боты (участие в составлении планов тех, кто планирует, и тех, для кого планируют); > охват обучающихся деятельностью, соответствующей их интересам и потребностям; наличие детского сам оуправления, его соответствие различным направлениям детской самодеятельности; удовлетворенность обучающихся и родителе й воспитательным процессом и наличие положительной динамики результатов воспитания; положительная динамика в оценке обучающимися образовательной среды (удовлетворенность школой, клас сом, обучением, организацией досуга, отношениями с родителями, сверстниками и педагогами); 35 наличие системы стимулирования участников воспитательного процесса; > участие классов в школьных мероприятиях; > участие ОУ в мероприятиях разного уровня. Качество финансово-экономической деятельности оценивается по следующим показателям: объективность и открытость системы оплаты труда; > объективность расстановки кадров (анализ штатного расписания); > наполняемость классов; продуктивность использования расходной части сметы по бюджетным ассигнованиям на финансовый год; объективность управленческих решений, принятых по актам проверок и обследований финансово-хозяйственной деятельности вышестоящими и другими организациями. Возможные риски реализации программы В процессе реализации программы могут возникнуть риски, связанные: 1) с неверно выбранными приоритетами развития; 2) с дисбалансом в реализации различных целей и задач; 3) с переоценкой перспектив и ошибочностью прогнозов. 36 Приложение 1 Описание «образа» новой школы, «образа» (модели) выпускника школы будущего, «образа» (как совокупности характеристик) педагога новой школы, видение руководителей школы и команды разработчиков программы стратегической линии школы будущего В условиях реализации проекта в ГКОУ РД «КСОШИ» предполагается решить следующие задачи: I. Обеспечение доступности качественного общего образования, направленного на повышение естественно-научной, читательской и математической грамотности; 2.Обновление содержания и технологий преподавания общеобразовательных программ, направленного на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации для обеспечения готовности выпускников школы к дальнейшему обучению и деятельности в высокотехнологичной экономике. 3. Создание и развитие модели интерактивной мотивирующей образовательной среды, обеспечивающей возможности всестороннего развития личности, принятия духовно нравственных, гражданско-патриотических, социальных ценностей. 4. Расширение системы педагогического роста и механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию в соответствии с требованиями профстандарта РФ в сфере образования. 5. Систематизировать работу по обеспечению социально-психолого-педагогического сопровождения обучающихся (в т.ч. с ОВЗ), развитию благоприятных психологических условий образовательной среды. 6. Создание условий для профессионального самоопределения обучающихся посредством организации системы ранней профориентационной работы. 7. Развитие партнерской сети в образовательном учреждении и реализацию совместных проектов сети, как следствие - превращение школы в открытый социальный институт. 8. Создать образовательную среду, обеспечивающую сохранение здоровья, социальную комфортность. 9. Обновление информационно-коммуникационной инфраструктуры Ш колы путем создания современной и безопасной цифровой образовательной среды для формирования актуальных цифровых компетенций обучающихся, необходимых для его самостоятельной работы в онлайнобразовании. 10. Создание условий для повышения компетентности родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания будущих граждан Российской Федерации. II. Создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем развития добровольчества (волонтерства), реализации талантов и способностей учащихся в формате общественных инициатив и проектов Главный результат образовательного процесса - это конкретный, охарактеризованный качественно образ выпускника, т.е. модель "будущий выпускник". Перспективная модель выпускника школы в 2025 г. Выпускник школы должен соответствовать критериям компетентного человека (компетенция - это готовность эффективно соорганизовать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели; компетентность - это интегральная характеристика качеств человека, ориентированного на решение реальных задач, определяемых его актуальной или потенциальной должностью, полномочиями, правами; компетентность в образовании - это способность результативно действовать и эффективно разрешать проблему), а именно: готовность к решению проблем: □ способность анализировать нестандартные ситуации; □ умение ставить цели и соотносить их с интересами других людей; □ умение планировать результаты своей деятельности и создавать алгоритм своих действий; □ креативность; □ умение оценивать результаты своей деятельности. 37 технологическая компетентность: □ готовность к пониманию инструкций; □ умение описывать технологию и алгоритм действий; □ умение чётко соблюдать технологию, готовность к самообразованию: □ умение выделять пробелы и проблемы; □ умение оценивать необходимость информации для своей деятельности; □ умение извлекать информацию из всех источников, готовность к использованию информационных ресурсов: □ умение делать выводы из полученной информации; □ умение использовать информацию для планирования своей деятельности; готовность к социальному взаимодействию: □ способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп; □ способность к продуктивному взаимодействию с членами команды; □ умение использовать человеческие ресурсы; □ стрессоустойчивость; коммуникативная компетентность: □ умение получать информацию в диалоге; □ умение аргументированно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания многообразия позиций и уважения чужой точки зрения; □ эмоциональный интеллект; цифровая компетентность: □ информационная безопасность; □ техническая безопасность; □ потребительская безопасность; □ коммуникативная безопасность. Выпускник будет готов: > гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место, реализовав свой потенциал; > самостоятельно и критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить; > грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблемы, делать необходимые обобщения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы, на их основе выявлять и решать новые проблемы); > владеть информационными и коммуникационными технологиями, использовать мировые информационные ресурсы; > быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща, быть способным взять ответственность за выполняемую работу; предотвращать конфликтные ситуации или умело выходить из них; > осознанно подойти к выбору профессии; на основе сформированной системы ценностей выбирать социально значимые формы досуговой деятельности; быть готовым строить семейно-бытовые отношения. Концептуальная модель педагога школы в 2025 г. Настоящий педагог нашей школы должен обладать такими качествами, как: > системный способ мышления при выработке оптимальных моделей профессиональной деятельности; 38 > > > > > > > > > > > > > способность к объективной самооценке своего профессионального поведения; наличие рефлексивной культуры, сформированности потребности в саморефлексии и совместной рефлексии с другими субъектами педагогического процесса; профессиональная компетентность как система знаний и умений педагога, способность к освоению достижений теории и практики предметной области: к анализу и синтезу предметных знаний с точки зрения актуальности, достаточности, научности; педагогическое мастерство как способности к творческому, нестандартному решению профессиональных задач, стремление к развитию личных креативных качеств, позволяющих генерировать уникальные педагогические идеи и получать свои инновационные результаты; освоение культуры получения, отбора хранения, воспроизведения, обработки и интерпретации информации в условиях нарастания информационных потоков; овладение новыми информационными технологиями, использование их в учебном процессе; педагогическая направленность профессионально деятельности как система доминирующих мотивов работы в школе, осознание метода педагогической деятельности как одной из высших профессиональных ценностей, устойчивая мотивация педагогической деятельности; наличие методологической культуры, умений и навыков концептуального мышления, проектирование педагогического процесса и прогнозирование результатов собственной деятельности; способность педагога определить свою «зону ближайшего развития» в профессиональном плане; наличие высокого уровня общей коммуникативной культуры, теоретических представлений и опыта организации сложной коммуникации; наличие гуманистической позиции учителя на успех в собственной педагогической деятельности в работе всего коллектива школы; в обучении и воспитании установка на саморазвитие каждого ученика, развитие его творческого потенциала; осознание цели педагогической деятельности как целостного развития человека с приоритетами в формировании нравственно-гуманной личности; отказ от авторитарных методов в обучении и воспитании, построение воспитательного процесса как цепи жизненно значимых для ученика событий; преодоление пассивности учащихся путем овладения методами активизации познавательной деятельности учащихся, раскрывая творческий потенциал личности ученика и создавая эмоционально-психологический комфорт в общении ученика с учителем и между детьми. CL L L ^ O 'L U /~ U ^ ^ O <$27^ <3<¥ гЛ£СС-ГГ)0&^ /С О З /