Изобразительное искусство (Рисование)
Аннотация
к рабочей программе по изобразительному искусству (ФГОС) 2 класса
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования и авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство».
Главный смысловой стержень курса – связь искусства с жизнью человека. Программой предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.
Целью курса является
саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через
его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
-
расширение общекультурного кругозора учащихся;
-
развитие качеств творческой личности, умеющей:
а)
ставить цель;
б)
искать и находить решения поставленных учителем или возникающих в жизни ребенка
проблем;
в)
выбирать средства и реализовывать свой замысел;
г)
осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт;
д)
находить речевое соответствие своим действиям и эстетическому контексту;
–
общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического
идеала человека в материальных образах;
–
формирование основ эстетического опыта и технологических знаний и умений
как
основы для практической реализации замысла.
Рабочая программа рассчитана на 34 ч.(34 учебные недели согласно базисному плану, 1 ч в неделю).
Рабочая учебная программа включает в себя: пояснительную записку, общую характеристику курса, описание места предмета в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные достижения учащихся), содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование, материально-техническое обеспечение.
Срок реализации программы 1 год.
Аннотация
к рабочей программе по изобразительному искусству (ФГОС) 3 класса
Рабочая
программа курса «Изобразительное искусство»
разработана в соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего
образования (ФГОС) на
основе авторской программы
по ИЗО под
редакцией Б.М.Неменского.
Цели основного общего образования с учетом специфики
учебного предмета
Цель
учебного предмета «Изобразительное искусства»
в общеобразовательной школе
- формирование
художественной культуры учащихся
как неотъемлемой части
культура духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.
Одна из задач
– постоянная смена
художественных материалов, овладение
их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности
стимулирует интерес учеников к предмету,
изучению искусства и
является необходимым условием формирования личности каждого.
Развитие художественно-творческого мышления учащихся
строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности и развитие
фантазии.
Программа
«Изобразительное искусство» предусматривает чередование
уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков
коллективной творческой деятельности.
В соответствии с учебным планом школы на 2020-2021
учебный год рабочая программа по изобразительному искусству рассчитана на 34
часа в год (1 час в неделю).
Аннотация к рабочей программе по предмету «Изобразительное искусство » 4 класс
(УМК «Школа России)
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность
— конструктивная художественная
деятельность.
Программа составлена на
основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования.
В соответствии с учебным планом школы на 2020-2021 уч. год на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в
неделю, всего 34 часа (34 учебные недели).
-
программы, рассмотренные на заседании МО учителей начальных классов
27.08.2020г.
(протокол № 1);
-
рассмотрение рабочих программ на заседании Методического Совета –
31.08.2020г.
(протокол № 1);
-
утверждение и.о. директора школы всех рабочих программ учителей
комплекса – 31.08.2020г.
(Приказ № ____)
Основные цели программы:
• воспитание
эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение
нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных
чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в
искусстве и через искусство;
• развитие
воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески,
способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков
сотрудничества в художественной деятельности;
•
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах:
изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни
человека и общества;
•
овладение элементарной художественной грамотой; формирование
художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах
художественно-творческой деятельности с разными художественными материалами;
совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных
задачах обучения:
•
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений
искусства и окружающего мира;
•
развитие способности видеть проявление художественной культуры в
реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• формирование
навыков работы с различными художественными материалами.
Содержание программы:
Тема 4 класса —« Каждый народ — художник». Дети изучают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство»
предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества
учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Программа
составлена на основе «Примерных программ начального общего
образования».
Просвещение.2014,
учебник
– коллектив авторов под руководством Б.М. Неменского.
Изобразительное искусство 4 класс.
Искусство вокруг нас.
3 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений / [Н.А.Горяева, Л.А.Неменская,
А.С.Питерских и др.]; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2011. – 144с.
Твоя мастерская:
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная
линия учебников под ред. Б.М.Неменского. – 1-4 классы: пособие для учителей
общеобразоват. Учреждений / [Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева,
А.С.Питерских]. – М.: Просвещение, 2011. – 129.
Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. – 1-4
классы / [Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Е.И.Коротеева и др.]; под ред.
Б.М.Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. - 240с.
Тематический
план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения
учебного процесса. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса
предполагается использование следующих программно-педагогических средств,
реализуемых с помощью компьютера.
Содержание программы представлено следующими разделами:
·
Пояснительная
записка
·
Планируемые
результаты
·
Перечень
учебно-методического обеспечения
·
Календарно-тематическое
планирование
Требования к результатам освоения дисциплины
Личностные результаты отражаются в
индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны
преобразовать в процессе освоения учебного предмета по программе
«Изобразительное искусство»:
– чувство гордости за культуру и искусство
Родины, своего города;
– уважительное отношение к культуре и
искусству других народов нашей страны и мира в целом;
– понимание особой роли культуры и
искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
– сформированность эстетических чувств,
художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
– сформированность эстетических
потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в
творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной
практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
– развитие этических чувств,
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
– овладение навыками коллективной
деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников
под руководством учителя;
– умение сотрудничать с товарищами в
процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим
замыслом;
– умение обсуждать и анализировать
собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций
творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его
выражения.
Метапредметные результаты характеризуют
уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в
познавательной и практической творческой деятельности:
– освоение способов решения проблем
творческого и поискового характера;
– овладение умением творческого видения с
позиций художника, то есть умением сравнивать, анализировать, выделять главное,
обобщать;
– формирование умения понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать
даже в ситуациях неуспеха;
– освоение начальных форм познавательной и
личностной рефлексии;
– овладение логическими действиями
сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
– овладение умением вести диалог,
распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой
работы;
– использование средств информационных
технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного
изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных
упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
– умение планировать и грамотно
осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить
варианты решения различных художественно-творческих задач;
– умение рационально строить
самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
– осознанное стремление к освоению новых
знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих
результатов.
Предметные результаты характеризуют
опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и
закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
– сформированность первоначальных
представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в
духовно-нравственном развитии человека;
– сформированность основ художественной
культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края,
эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в
художественном творчестве и в общении с искусством;
– овладение практическими умениями и
навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
– овладение элементарными практическими
умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке,
живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических
формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография,
видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
– знание видов художественной
деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной
(дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
– знание основных видов и жанров
пространственно-визуальных искусств;
– понимание образной природы искусства;
– эстетическая оценка явлений природы,
событий окружающего мира;
– применение художественных умений, знаний
и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
– способность узнавать, воспринимать,
описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и
мирового искусства;
– умение обсуждать и анализировать
произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных
средствах;
– усвоение названий ведущих художественных
музеев России и художественных музеев своего региона;
– умение видеть проявления
визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в
театре, на празднике;
– способность использовать в
художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и
художественные техники;
– способность передавать в
художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое
отношение к природе, человеку, обществу;
– умение компоновать на плоскости листа и
в объеме задуманный художественный образ;
– освоение умений применять в
художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической
грамоты;
– овладение навыками моделирования из
бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и
коллажа;
– умение характеризовать и эстетически
оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
– умение рассуждать о многообразии
представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных
природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
– изображение в творческих работах
особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов,
передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных
традиций;
– способность эстетически, эмоционально
воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, – свидетелей
нашей истории;
– умение приводить примеры произведений
искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту
внутреннего мира человека.
Формы организации учебного процесса:
Индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и
внеклассные.
Формы контроля: Наблюдение,
самостоятельная работа, проектная деятельность, тест.
Аннотация к рабочей программе по
изобразительному искусству
ГКОУ РД «Кочубейская средняя общеобразовательная школа-интернат»
ГКУ РД «ЦОДОУ ЗОЖ»
5 - 7
класс ФГОС
Рабочая программа по
изобразительному искусству составлена на
основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012
N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный Государственный образовательный
стандарт основного общего образования (2010 год);
- Примерная программа по изобразительному
искусству (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию протокол от 8 апреля 2015 года №1/15)
- Авторская программа «Изобразительное искусство» для 5 – 8 классов
общеобразовательных учреждений, авторы Б. М. Неменский. Л.А.Неменская,
Н.А.Горяева, А.С.Питерских, М: Просвещение, 2015 .
В соответствии с
требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего
образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение
на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных,
предметных результатов, а также на реализацию системно-деятельностного подхода
в организации образовательного процесса.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» -
развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы
эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения
и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное
развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе
личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности —
практическое художественное творчество посредством овладения художественными
материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое
наблюдение окружающего мира.
Основные
задачи предмета «Изобразительное искусство»:
· формирование
опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа
реальности и произведений искусства;
· освоение
художественной культуры как формы материального выражения в пространственных
формах духовных ценностей;
· формирование
понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
· развитие
творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в
ситуации неопределенности;
· формирование
активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой,
эстетической и личностно-значимой ценности;
· воспитание
уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды и понимании красоты человека;
· развитие
способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
· овладение
средствами художественного изображения как способом развития умения видеть
реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа,
на основе его эмоционально-нравственной оценки;
·
овладение
основами культуры практической работы различными художественными материалами и
инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и
производственной среды.
Общая характеристика
предмета
Учебный предмет
«Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру
практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое
восприятие произведений искусства и окружающей действительности.
Изобразительное
искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в
себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи,
графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного
искусства.
Содержание курса
учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания,
коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся
художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных
ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта
приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры.
Вклад образовательной области «Искусство» в развитие
личности выпускника основной школы
заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса,
потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении
определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в
сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых
подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие
способности. А также способствует овладению учащимся основами культуры
практической работы различными художественными материалами и инструментами для
эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной
среды.
Описание места учебного предмета, курса в учебном
плане
Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования
предусматривает в основной школе обязательный учебный предмет -
"Изобразительное искусство".
Освоение
программы учебного предмета в школе планируется осуществлять в 5-7 классах
Года обучения |
Количество часов в неделю |
Всего часов за учебный год |
5 класс |
1 |
34 |
6 класс |
1 |
34 |
7 класс |
1 |
34 |
Итого |
|
102 часов |
УМК по
изобразительному искусству включает в себя:
- Изобразительное искусство.
Декоративно - прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для
общеобразовательных организаций/ Н.А. Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского. -
М.: Просвещение, 2015;
- Изобразительное искусство. Искусство в
жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л. А.
Неменская; под ред. Б.М. Неменского – М.: Просвещение, 2016;
-
Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека: учебник для 7 классов/ А. С. Питерских, Г.Е. Гуров; под ред. Б.м.
Неменского
- М.: Просвещение, 2017;
- Питерских
А.С. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на
телевидении: учебник для общеобразовательных учреждений; под редакцией
Б.М.Неменского, 2017