Родной язык
Аннотация к рабочей программе по родному языку 1-4
классов Рабочие программы породному языку для учащихся 1, 2,3,4 классов разработаны
на основе Примерной программы начального общего образования и Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС
НОО). При распределении часов по темам были использованы авторские программы,
рекомендованные Министерством образования и науки РФ: Программы
общеобразовательных учреждений. В 1 - 4 классах на изучение родного языка отводится 2 часов
в неделю, всего 68 часов в год. Изучение начального курса
родного языка в 1-4 классах направлено на достижение учащимися познавательных и
социокультурных целей: познавательная цель связана с представлением научной
картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик,
ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие,
формированием логического и абстрактного мышления учеников; социокультурная
цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие
устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как
показателя общей культуры человека. Особенность курса в том, что он
представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот
период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения
грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6—10 лет.
Специфика начального курса родного языка заключается в его тесной взаимосвязи с
литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический
курс. Общая характеристика
курса Программа направлена на реализацию средствами предмета «Родной язык»
основных задач образовательной области «Филология»: —
формирование первоначальных
представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства
России, о языке как основе национального самосознания; —
развитие диалогической и
монологической устной и письменной речи; —
развитие коммуникативных умений; —
развитие нравственных и
эстетических чувств; —
развитие способностей к
творческой деятельности. Программа определяет ряд практических задач, решение
которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета: • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства
языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; •
формирование у младших школьников
первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике,
фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; •
формирование навыков культуры
речи во всех ее проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в
диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные
тексты; •
воспитание позитивного
эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к
сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к
языку, стремления совершенствовать свою речь. Курс родного языка
начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование
навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых
умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического
слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения
грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму.
Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа
координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает
решение основных задач трех его периодов: до букварного (подготовительного),
букварного (основного) и после букварного (заключительного). Учебно-методический комплекс курса: Х.С.Вакилов,
Р.Г.Раджабова – 1 кл Х.С.Вакилов,
Ч.М.Меджидова- 2 кл Х.С.Вакилов - 3 кл С.З.Алиханов,
М.А.Магомедов – 4 кл
Аннотация
к рабочей программе по предмету «Родной язык» и «Родная литература» в 5-11 классах
Рабочая программа по предмету «Родной
язык» составлена по программе по аварскому языку (родному) для учащихся 5-9
классов дагестанских школ. Составитель: Хайбула Вакилов– Махачкала:
издательство «НИИ педагогики», 2002г., рекомендованной Министерством
Образования Республики Дагестан. Рабочая программа по предмету «Литература на
родном языке» разработана по программе для образовательных учреждений по
аварской литературе. Составители: Гамзатова А.Г. 2000г. Рабочая программа
составлена с учетом: 1.Учебного плана ГКОУ РД «Кочубейская СОШИ», составленный
на основе базисного учебного плана для образовательных организаций Республики
Дагестан. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих
программ учебных предметов, курсов (модулей), реализующих федеральный компонент
государственного образовательного стандарта общего образования в ГКОУ РД «Кочубейская
СОШИ». Программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного,
коммуникативного, социокультурного и воспитательным целям, а также интересам и
возрастным особенностям школьников. Языковая компетенция предполагает овладение
определённой суммой знаний и соответствующих им навыков связанных с различными
аспектами языка: лексикой, фонетикой и грамматикой. Цель программы:
формирование у учащихся на базе усвоения ими системы знаний о языке; умений и
навыков полноценно, грамотно пользоваться богатыми ресурсами языка в своей
речевой практике; воспитание бережного отношения к языку и речи; стремления к
самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого
общения.
Изучение родного (аварского)
языка и литературы в основной школе направлено:
на формирование и развитие коммуникативной, лингвистической и культуроведческой
компетенции.
Лингвистическая компетенция формируется на основе овладения необходмыми знаниями о языке как
знаковой системе и общественном явлении,
его устройстве,
развитии и функционировании;
приобретениях необходимых знаний о лингвистике как о науке, освоение основных
норм татарского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствования орфографической и
пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами
лингвистических словарей.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой
деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и
навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и
ситуациях общения.
Развитие речи учащихся на уроках татарского языка предполагает
совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения
и письма).
Культуроведческая компетенция
предполагает осознание родного языка как формы
выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа,
национально-культурной специфики аварского языка, освоение норм аварского
речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять
значения слов с национально- культурным компонентом.
Программа предполагает изучение фонетики и графики, лексики, фразеологии,
морфемики и словообразования, морфологии и орфографии, первоначальные сведения
об основных понятиях синтаксиса и пунктуации.
Ценностные ориентиры содержания учебного
предмета
Одним из результатов обучения родному(
татарскому) языку и литературе является
решение задач воспитания – осмысление
учащимися системы ценностей.
Ценность жизни и
человека – осознание ответственности за себя и других
людей,
своего и их душевного и физического
здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения –
понимание важности общения как значимой составляющей
жизни общества, как одного из
основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди
соединены бесчисленными связями,
основывается на признании постулатов нравственной жизни.
Ценность семьи – понимание
важности семьи в жизни человека, взаимопонимание
и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к
старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей
жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей
области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости,
милосердия, чести, достоинства по
отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и
патриотизма – осознание себя как члена общества;
желание служить Родине, своему народу, любовь к природе своего края и страны,
восхищение культурным наследием
предшествующих поколений.
Сведения о программе:
.
Количество учебных часов:
аварского языка:
в 5 классе - 68 ч., в 6 классе - 68ч., в
7 классе - 68 ч., в 8 классе - 68ч.,
аварской литературы.
в 5классе -68 ч., в 6 классе -68ч., в 7
классе -68 ч., в 8 классе - 68ч.,