Культура и традиции народов Дагестана
Аннотация к рабочей программе Культура и традиции народов Дагестана 8-9 класс
Очень важно бережное отношение к культурным
ценностям каждого народа, без учета которых невозможно-полноценно познать и
представить общероссийскую и мировую культуру. В этой связи в последние
десятилетия в дагестанском Демократические перемены, которые происходят в
последние десятилетия в российском обществе, предусматривают внимательное обществе
наметились позитивные перемены, направленные на глубокое изучение и познание
культурных истоков и возрождения народных традиций и морально-этических
ценностей, накопленных предшествующими поколениями дагестанцев.
Изучение и возрождение культуры и традиций в
современном мире тем более актуально, что в условиях глобализации и вестернизации
(вытеснение традиционной культуры Западной) существует реальная угроза потери
культурной идентичности дагестанских народов, которая может привести к
девальвации их духовно-нравственных и морально-этических ценностей.
Курс «Культура и традиции народов Дагестана»
является учебно-познавательным и прикладным предметом, основанный на
разработках ряда научных дисциплин, в том числе этнографии, культурологии и
этнопедагогики. В этом смысле предлагаемый курс носит междисциплинарный
характер. И в то же время данная дисциплина является самостоятельной и
специфичной, так как, не дублируя и не подменяя другие дисциплины, она способствует
познанию и использованию накопленных знаний по культуре и традициям
подрастающими поколениями дагестанцев в практической деятельности.
С учетом того, что данная дисциплина введена в
школьные программы относительно недавно (с 1992 года), специалистами в данной
отрасли проделана значительная работа по возрождению и внедрению знаний по
предлагаемому курсу в системе образования Республики Дагестан. В том числе
немалая заслуга в разработке дисциплины «Культура и традиции народов
Дагестана» принадлежит его родоначальникам Ш.А. Мирзоеву и ТТ. Саидову, которые
в числе первых выступили составителями программ и учебно-методической
литературы по предлагаемому курсу. Весомый вклад в развитие знаний по культуре
и традициям принадлежит профессору P.M.
Магомедову, который своей небольшой по объему, но емкой по содержанию работой «Обычаи и традиции народов Дагестана»
(Махачкала, 1992)
сыграл
значительную
роль по внедрению дисциплины в общеобразовательные учреждения республики.
В начальных классах школ
республики также издается дисциплина «Культура и традиции народов
Дагестана», а учебники
и
учебно-методическая литература, помимо русского языка, составлены на национальных языках народов
Дагестана.
Плодотворная работа по разработке программы и уроков
для 8-9 классов
в рамках предлагаемой дисциплины проделана доцентом кафедры истории
и обществознания института повышения квалификации педагогических кадров
(ДИГОШТС) при Министерстве образования и науки М.А. Магомедовой, Наряду с
вышеназванными специалистами, значительную работу по разработке отдельных
направлений по культуре и традициям народов Дагестана проводятся в институте
истории, археологии и этнографии (ИИАЭ), а также в институте языка, литературы
и искусств (ИЯЛИ) Дагестанского научного центра Российской Академии
наук.
При составлении предлагаемых учебников
и программы для
8-9-х классов по культуре и традициям народов Дагестана предпринята
попытка с учетом последних достижений науки творчески развить все то, что было
проделано предшествующими специалистами по данной дисциплине. Как отмечает
М.А. Магомедова, культуру и традиции народов Дагестана можно рассмотреть в двух
проекциях: культурологическом и историко-этнографическом, и при этом сама
предпочитает придерживаться второго варианта. Мы также полагаем, что если в
названии предмета наряду с термином «культура», присутствует
термин «традиция», то непременно следует придерживаться
историко-этнографического принципа при составлении
учебно-методической литературы, и, соответственно, в преподавании данной
дисциплины.
Целями дисциплины
о «Культуре и традициям народов Дагестана» являются:
Теоретическая - изучение и постижение подрастающими
поколениями основ культурной идентичности дагестанских народов, учитывая при
этом, что культура местных народов является неотъемлемой частью общероссийской
и мировой культуры.
Практическая - воспитание подрастающих поколений дагестанцев
на позитивных морально-нравственных и этических приоритетах и традициях,
унаследованных от прошлых поколений и, соответственно, уважительного отношения
к ним.
Привитие молодому поколению чувства межнациональной,
солидарности и единения всех дагестанских народов, которое наблюдается как в
традиционном прошлом, так и настоящем.
Задачами дисциплины являются:
Сформировать у учащихся представление о самобытности
культуры и традиций дагестанских народов, которые сложились в тесном
культурном, торгово-экономическом, политическом, социальном сотрудничестве с
другими народами Кавказа.
Прививать чувство уважения, как к локальным, так и
обще-дагестанским культурным ценностям, учитывая при этом, что основа
патриотизма и гражданственности закладывается в детстве и начинается, прежде
всего, с любви к своей малой Родине.
Воспитывать уважительное отношение к дагестанским
духовно-нравственным и морально-этическим ценностям и правилам поведения в
семье и обществе, основанным на таких нравственных приоритетах, как «яхI\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\x7eнамус».
Прививать подрастающему поколению дагестанцев чувство
интернациональной солидарности и гражданственности по принципу: Дагестан - это
наш общий дом и его благополучие зависит от наших совместных усилий и
гражданской позиции каждого из нас.
Показать, что народы Дагестана как в традиционном
прошлом, так и в настоящем вносят весомый вклад в общероссийскую и мировую
культуру. Это касается, как спортивных достижений, так и искусства,
литературы, фольклора, произведений народных умельцев, канатоходства, хореографии,
научной и религиозной сферы, военного искусства и т.д.
6.
Посредством привлечения местного материала, привить подрастающему поколению
чувство единения со своим краем, а также способствовать познанию и соблюдению
культуры доброжелательных межличностных отношений.
Нормативно – правовая
база
Федеральный
Закон «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ от 29.12.2012г.);
Приказ
Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»;
Программы комплексного учебного курса «Культура и традиции народов
Дагестана», автор Г.Х.Магомедсалихов, учебник «КТНД» для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений / Г.Х.Магомедсалихов. Издательство
«Эпоха» Махачкала 2009 г.
Положение о Рабочей программе ГКОУ РД «Кочубейская
СОШИ»;
Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в ОУ;
Образовательная
программа ГКОУ РД «Кочубейская СОШИ на 2020-2021 учебный год;
Положение
о текущей и итоговой аттестации обучающихся ГКОУ РД «Кочубейская СОШИ;
Учебный
план ГКОУ РД «Кочубейская СОШИ на 2020-2021 учебный год.
(1час в неделю) 34 ч. автор Г.Х. Магомедсалихов. Издательство
«Лотос» Махачкала 2009г. Дополнительных пособий для учителя: Методические рекомендации и
разработки уроков для 8-9 классов. Автор М.А.Магомедова. Махачкала 2009 Народы Дагестана. Автор
А.Р.Магомедов .Махачкала 2003 Журнал. Народы Дагестана.