Чтение
Аннотация
к рабочей программе по литературному чтению (ФГОС) 2 класса
Рабочая программа составлена на
основе требований Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального
образования и авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.
Голованова «Литературное чтение».
Содержание предмета направлено на формирование общеучебных навыков чтения и умений работать с текстом, и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Систематический курс литературного чтения представлен в программе следующими содержательными линиями:
- круг детского чтения
- виды речевой и читательской деятельности
- опыт творческой деятельности
Цели обучения
Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения
направлено на достижение следующих целей:
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Основные задачи:
- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
- развивать поэтический слух,
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
- обогащать чувственный опыт ребёнка,
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Рабочая программа рассчитана в 2 классе на изучение литературного чтения отводится 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебные недели согласно базисному плану).
Рабочая учебная программа включает в себя: пояснительную записку, общую характеристику курса, описание места предмета в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные достижения учащихся), содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование, материально-техническое обеспечение.
Срок реализации программы 1 год.
Аннотация к рабочей программе по предмету «Литературное чтение » 3 класс (УМК «Школа России)
Настоящая Рабочая программа по литературному чтению
разработана на основе: авторской программы по литературному чтению (авторы:
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.,
Дементьева М.Н., Голованова
М.В.), издательство «Просвещение», входящей в учебно-методический комплекс «Школа
России»; учебного плана ГКОУ Кочубейской
школы интернат на 2020/2021учебный год, УМК «Школа России», Списка учебников и
учебных пособий, утвержденных к использованию на 2020/2021 учебный год.
Курс литературного чтения направлен на достижение
следующих целей:
-
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
навыком в системе образования младших школьников;
- совершенствование всех видов речевой деятельности,
обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к
чтению и книге;
-
формирование читательского кругозора
и приобретение опыта
в выборе книг и
самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных
способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных
произведений;
-
формирование эстетического отношения
к слову и
умения понимать художественное произведение;
- обогащение
нравственного опыта младших
школьников средствами художественной литературы;
-формирование нравственных представлений о добре,
дружбе, правде и ответственности;
-воспитание
интереса и уважения
к отечественной культуре
и культуре народов многонациональной России и других
стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной
школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и
воспитания.
Задачи: -
литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое
значение в решении задач не только обучения, но и воспитания
-формирование
личностных качеств, соответствующих национальным
и обще человеческим ценностям
-формирование навыка чтения и других видов речевой
деятельности учащихся
-формирование
читательской компетентности, помогающей
младшему школьнику осознать себя
грамотным читателем
-учить чувствовать красоту поэтического слова,
ценить образность словесного искусства.
На
изучение литературного чтения
в 3-ем классе
начальной школы отводится
по 3 ч в
неделю. Всего 102 ч.
Аннотация к
рабочей программе по предмету «Литературное чтение » 4 класс (УМК «Школа
России)
Место дисциплины
в структуре основной образовательной программы
Специфика начального курса
литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком.
Курс литературного чтения
призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной
литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством
которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и
многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному
творчеству и к чтению художественных произведений.
Важной особенностью начального
этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в
категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир
литературы — одного из сложнейших видов искусства. Юный читатель задумывается
над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются
люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов,
заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора-музыканта;
как, почему, за казалось бы, обычными словами, возникает целый мир (реальный
или фантастический, волшебный), который начинает волновать читателя, будить
воображение, заставляет его размышлять.
3.Программа
составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта
начального общего образования.
4. В соответствии с учебным
планом школы на 2020-2021 уч. год на изучение 102 часа (3 ч в неделю, 34 учебные
недели в 4 классе).
- программы, рассмотренные на
заседании МО учителей начальных классов
27.08.2020г. (протокол № 1);
- рассмотрение рабочих программ
на заседании Методического Совета –
31.08.2020г. (протокол № 1);
- утверждение и.о. директора
школы всех рабочих программ учителей
комплекса – 31.08.2020г. (Приказ
№___)
Основные цели
программы:
Программа составлена на основе «Примерных программ начального
общего
образования». В 2 ч., М: Просвещение. «Школа России». Концепция и
программы
для начальных классов». В 2 ч., М: Просвещение.
Авторы: J1.Ф.
Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская. Учебник: «Литературное чтение» 4 класс
М.: Просвещение, 2013.
Методическое пособие к комплекту
«Литературное чтение » для 4 класса М.:
Уроки литературного чтения. Поурочные
разработки
Просвещение, 2013.
Содержание программы такие разделы, как «Круг чтения», «Развитие речевых
умений и навыков при работе с текстом», «Обогащение и развитие опыта творческой
деятельности учащихся». Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет
читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих
сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об
истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта
ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
Освоение содержания данной
программы осуществляется с опорой на межпредметные связи с русским языком,
окружающим миром, экологией, краеведением и сочетается с внеучебной
деятельностью: внеклассные мероприятия, предметные конкурсы и олимпиады. Раздел
«Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России
и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной
литературы и современных писателей России и других стран (художественные и
научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры:
сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Раздел «Виды речевой и
читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской
деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными
видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на
совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык
чтения.
Особое место в программе
отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках
литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание,
рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые
(учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с
содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми
умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана,
различение главной и дополнительной информации текста.
Раздел «Опыт творческой
деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут
учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять
собственные творческие способности. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют
стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей,
создателей произведений словесного искусства.
Проблемные, обучение в
сотрудничестве в малых группах, технология
дифференцированного обучения,
классно-урочные, индивидуальные,
объяснительно-иллюстративные,
развивающее обучение, творческие.
Требования к
результатам освоения дисциплины
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её
историю, российский народ, становление гуманистических и демократических
ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений
целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса,
эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и
заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению,
истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям
иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к
школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося,
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности
за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев
литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать
поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному
отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на
безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и
задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового
характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать
даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств
представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения
коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации
в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии
с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в
соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и
письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения,
анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в
совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное
поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты
посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой
культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития;
формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре,
первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе,
честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования
уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение
чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных,
научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных
литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее
(смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать
содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать
и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу,
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа
различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять
главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять
простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить
характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений.
На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи
(повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ
на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на
прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей,
умение создавать собственный текст на основе художественного произведения,
репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Форма контроля: тестирование, итоговая
комплексная работа.