Литература
Литература
— аннотация к рабочим программам (5-9класс)
Программы разработаны на основе федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования,
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России, планируемых результатов основного общего образования, Программы
по литературе 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией
В.Я.Коровиной / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, Н.В. Беляева.- М.:
Просвещение
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
- Коровина
В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс. В 2-х частях. М.:
Просвещение
- Полухина
В.П., Коровина В.Я. Журавлев В.П. Литература. 6 класс. В 2-х частях. М.:
Просвещение
- Коровина
В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 7 класс. В 2-х частях. М.:
Просвещение
- Коровина
В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс. В 2-х частях. М.:
Просвещение
- Коровина
В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 9 класс. В 2-х частях. М.:
Просвещение
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
- 5
класс — 3 часа в неделю, 102 часа в год
- 6
класс — 3 часа в неделю, 102 часа в год
- 7
класс — 2 часа в неделю, 68 часов в год
- 8
класс — 2 часа в неделю, 68 часов в год
- 9
класс — 3 часа в неделю, 102 часа в год
ЦЕЛИ:
- формирование
духовно развитой личности, обладающей
гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и
общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- развитие
интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для
успешной социализации и самореализации личности;
- постижение
учащимися вершинных произведений отечественной и мировой
литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы
искусства слова, опирающийся на принципы единства
художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное,
последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать
и интерпретировать художественный текст; овладение возможными алгоритмами
постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом
речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих
оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение
важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями
(формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять
библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из
различных источников, включая Интернет);
- использование
опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной
жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
ЗАДАЧИ:
- приобретение
знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением
базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории
литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть; - овладение
способами устного пересказа (подробному,
выборочному, сжатому, от другого лица,
художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений; - научиться
развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое,
характеристике героя;
- отзыву
на самостоятельно прочитанное произведение;
- способами
свободного владения письменной речью;
- освоение
лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенциями.
Программы обеспечивают достижение
выпускниками осовной школы определённых личностных, метапредметных и
предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Воспитание
российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов. - Формирование
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира.
- Формирование
осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям
народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
- Освоение
социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей.
- Развитие
морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам.
- Формирование
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности.
- Формирование
основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде.
- Осознание
значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи.
- Развитие
эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Умение
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- Умение
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач.
- Умение
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией.
- Умение
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения.
- Владение
основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
- Умение
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. - Умение
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач.
- Умение
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение.
- Умение
осознанно использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации,
для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью; монологической
контекстной речью.
- формирование
и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий.
- Понимание
ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора
других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских
писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной
литературы.
- Понимание
связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания.
- Умение
анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему,
идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его
героев, сопоставлять героев одного или нескольких
произведений.
- Определение
в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных
средств языка, понимание их роли в раскрытии
идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического
анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения.
- Приобщение
к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов.
- Формулирование
собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений, понимание авторской позиции и своё отношение к ней; - Восприятие
на слух литературных произведений разных
жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие.
- Умение
пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на
вопросы по прослушанному или прочитанному тексту,
создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.
- Написание
изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на
литературные и общекультурные темы.
- Понимание
образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое
восприятие произведений литературы; формирование эстетического
вкуса.
- Понимание
русского слова в его эстетической функции, роли
изобразительно-выразительных языковых средств в создании
художественных образов литературных произведений.
СОДЕРЖАНИЕ
5 класс
- Введение
– 1 ч
- Устное
народное творчество – 10 ч
- Из
древнерусской литературы – 2 ч
- Из
русской литературы XVIII века – 2 ч
- Из
русской литературы XIX века – 41 ч
- Из
русской литературы XX века – 24 ч
- Писатели
и поэты XX века о Родине и родной природе – 5 ч
- Из
зарубежной литературы – 15 ч
- Повторение
– 2 ч
6 класс
- Введение
– 1 ч
- Устное
народное творчество – 4 ч
- Из
древнерусской литературы – 1 ч
- Из
литература XVIIIвека. И.И. Дмитриев – 1 ч
- Из
русской литературы XIX века – 49 ч
- Из
русской литературы XX века – 26 ч
- Из
литературы народов России – 2 ч
- Из
зарубежной литературы — 18 ч
7 класс
- Ведение-1
час
- Устное
народное творчество – 6 ч
- Из
древнерусской литературы – 2 ч
- Из
литературы 18 века – 2 ч
- Из
литературы 19 века – 32 ч
- Из
литературы 20 века – 19 ч
- Из
зарубежной литературы – 5 ч
- Повторение
– 1 ч
8 класс
- Русская
литература и история – 1 ч
- Из
древнерусской литературы – 2 ч
- Устное
народное творчество – 2 ч
- Из
литературы XVIII века – 3 ч
- Из
литературы XIX века – 33 ч
- Из
литературы XX века – 20 ч
- Из
зарубежной литературы – 6 ч
- Повторение-
1 ч
9 класс
- Введение
– 1 ч
- Из
древнерусской литературы – 7 ч
- Из
русской литературы ХVIII века – 9 ч
- Из
русской литературы I половины ХIХ века – 43 ч
- Из
русской литературы второй половины ХIХ века – 6 ч
- Из
русской литературы ХХ века. Проза – 9 ч
- Из
русской литературы ХХ века. Поэзия- 18 ч
- Из
зарубежной литературы – 6 ч
- Итоговое
повторение и закрепление изученного за курс 9 класса- 3 ч
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
- При
планировании предусмотрены разнообразные виды (вводный, текущий или
промежуточный, тематический, итоговый) и формы контроля: индивидуальный и
фронтальный опросы, домашние задания (задания по тексту изучаемого
произведения (ответы на вопросы, пересказы различных видов, наблюдение над
языком, самостоятельный анализ), — задания по учебнику (чтение раздела,
план параграфа, тезирование статьи, ответы на вопросы, определение
теоретического понятия), контрольные работы, сочинения домашние и
классные.
- Устно:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров,
выразительное чтение художественного текста, различные виды пересказа
(подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим
заданием), ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста
произведения, заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов,
анализ и интерпретация произведения, составление планов и написание
отзывов о произведениях.
- Письменно:
развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением,
сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему. Создание
рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая
характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
Создание отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину,
художественное чтение, фильм, спектакль. Создание плана будущего
сочинения, доклада (простого и сложного).
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. - Целью
контроля является определение качества усвоения учащимися программного
материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений,
воспитание ответственности к учебной работе.
- Для
выяснения роли контроля в процессе обучения предмета рассматривают его
наиболее значимые функции: обучающую, диагностическую, прогностическую,
развивающую, ориентирующую и воспитывающую.
- В
соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля:
индивидуальная, групповая и фронтальная.
- При
индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он
должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том
случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и
возможности отдельных учащихся.
- При
групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10
учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от
цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные
(проверяют результаты письменно-графического задания, которое ученики
выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой
учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения
конкретного задания по звеньям. Групповую форму организации контроля
применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала.
- При
фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой
проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала,
качество словесного, графического предметного оформления, степень
закрепления в памяти.
- В
этой связи различают типы контроля: внешний контроль учителя за
деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Особенно
важным для развития учащихся является самоконтроль, потому что в этом
случае учеником осознается правильность своих действий, обнаружение
совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.