Химия
Аннотация
к рабочей программе по химии, 8 класс
(под
редакцией Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г)
Уровень
образования - основное общее
образование, 8 классы.
Рабочая программа
составлена на основе примерных программ по химии для среднего общего
образования, авторской программы под редакцией Н.Н. Гара, М.: изд.
«Просвещение», 2011г. Соответствует Федеральному компоненту государственного
стандарта общего образования.
Срок реализации
программы - 2 года.
Количество часов по
программе всего и интенсивность в неделю всего по программе: 68 часов.
Интенсивность: 2 часа в неделю.
УМК - Рудзитис Г.Е. Фельдман Ф.Г. «Химия 8 класс»,
М.: изд. « Просвещение» 2017г.
Основная цель и задачи реализации программы:
1)
формировать представлений о месте химии в современной научной картине мира;
понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности
человека для решения практических задач;
2) владеть основополагающими химическими понятиями,
теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической
терминологией и символикой;
3) владеть основными методами научного познания,
используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение
обрабатывать, объяснять результаты проведённых опытов и делать выводы;
готовность и способность применять методы познания при решении практических
задач;
4)
формировать умения давать количественные оценки и проводить расчёты по
химическим формулам и уравнениям;
5) владеть правилами техники безопасности при
использовании химических веществ;
6) формировать собственную позицию по отношению к
химической информации, получаемой из разных источников.
Основные
требования к результатам освоения программы
Личностные: формирование
понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей; формирование познавательной и информационной
культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными
пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами
информационных технологий; формирование основ экологического сознания на основе
признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде; развитие готовности к решению
творческих задач, умения находить адекватные способы по ведения и
взаимодействия с партнёрами во время учеб ной и внеучебной деятельности,
способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные
решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная
поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п.).
Метапредметные:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации
учебной деятельности, поиска средств её осуществления; умение планировать пути
достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их
достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее
эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий
по решению учебных и познавательных задач; умение понимать проблему, ставить
вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать
материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию,
формулировать выводы и заключения; умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией; формирование и развитие компетентности в области
использования инструментов и технических средств информационных технологий
(компьютеров и программного обеспечения) как инструментальной основы развития
коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; умение
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач; умение извлекать информацию из
различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски
учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной
литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы
информационной избирательности, этики; умение на практике пользоваться
основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения,
решения проблем, прогнозирования и др.; умение организовать свою жизнь в
соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях
гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия; умение
выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
Предметные:
формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их
превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и
символическим языком химии; осознание объективной значимости основ химической
науки как области современного естествознания, химических превращений
неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой
природы; углубление представлений о материальном единстве мира; овладение
основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно
оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного
обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением
анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях
сбережения здоровья и окружающей среды; формирование умений устанавливать связи
между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, про-исходящими в
микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от
состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
приобретение опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения
за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с
использованием лабораторного оборудования и приборов; умение оказывать первую
помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и
лабораторным оборудованием; овладение приёмами работы с информацией химического
содержания, представленной в разной форме (в виде текста, формул, графиков,
табличных данных, схем, фотографий и др.); создание основы для формирования
интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как
профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего
образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной
деятельности; формирование представлений о значении химической науки в решении
современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и
экологических катастроф. Основные требования к результатам освоения программы
регламентированы Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 (Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования).
Краткая информация о системе оценивания результатов
освоения программы.
Формы
контроля знаний: 1. Тематический
контроль. Фронтальный и индивидуальный опрос Тестовые работы Отчеты по
практическим и лабораторным работам; Творческие задания. Презентация творческих
и исследовательских работ с использованием информационных технологий.
Диагностические работы.
2. Промежуточная
аттестация.
3. Итоговая
аттестация.
Аннотация
к рабочей программе по химии, 9 класс
(под
редакцией Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г)
Программа разработана
на основе федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России, планируемых результатов основного общего
образования, Программа по химии 9 класса. Предметная
линия учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана:
пособие для учителей общеобразовательных. организаций / Н. Н.
Гара. — М.: Просвещение 2011
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
КОМПЛЕКС (УМК)
·
Рудзитис
Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 9 класс. М.: Просвещение
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
(КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ)
· 9 класс – 2 часа
в неделю, 68 часов в год
ЦЕЛИ:
·
освоение
важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
·
овладение
умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент,
производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических
реакций;
· развитие
познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения
химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с
возникающими жизненными потребностями;
· воспитание
отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и
элементу общечеловеческой культуры;
· применение
полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в
быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в
повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и
окружающей среде.
ЗАДАЧИ:
·
привить
познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных
по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии,
нестандартные уроки контроля знаний;
·
создавать
условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской
компетентностей:
·
обеспечить
усвоение учащимися знаний основ химической науки: важнейших факторов, понятий,
химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений
мировоззренческого характера в соответствии со стандартом химического
образования;
·
способствовать формированию у школьников
предметных умений и навыков: умения работать с химическим оборудованием,
наблюдать и описывать химические явления, сравнивать их, ставить несложные
химические опыты, вести наблюдения через систему лабораторных, практических
работ и экскурсии;
·
продолжить развивать у обучающихся
общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию умения
пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки.
Программа обеспечивает
достижение выпускниками основной школы определённых личностных, метапредметных и
предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
·
Воспитание российской гражданской
идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за
свою Родину, за российскую химическую науку.
·
Формирование целостного мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а
также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию
современного мира.
·
Формирование ответственного отношения к
учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе
информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений,
осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом
устойчивых познавательных интересов.
·
Формирование коммуникативной
компетентности в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах
деятельности.
·
Формирование понимания ценности
здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и
коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни
и здоровью людей.
·
Формирование познавательной и
информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с
учебными пособиями, книгами, доступными
инструментами и техническими средствами информационных технологий.
·
Формирование основ экологического
сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и
необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
·
Развитие готовности к решению творческих
задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с
партнёрами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать
проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных
продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная,
проектная, кружковая).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
·
Овладение навыками самостоятельного
приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её
осуществления.
·
Умение планировать пути достижения целей
на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять
альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ,
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и
познавательных задач.
·
Умение понимать проблему, ставить
вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать,
структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную
позицию, формулировать выводы и заключения.
·
Умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией.
·
Формирование и развитие компетентности в
области использования инструментов и технических средств информационных
технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментальной основы
развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных
действий.
·
Умение создавать,
применять и преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
·
Умение извлекать информацию из различных
источников (включая средства массовой информации, компакт-диски
учебного назначения, ресурсы
Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в
том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы
информационной избирательности, этики.
·
Умение на практике пользоваться
основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения,
решения проблем, прогнозирования.
·
Умение организовать свою жизнь в
соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях
гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.
·
Умение выполнять познавательные и
практические задания, в том числе проектные.
·
Умение самостоятельно и
аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников,
содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа
действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или
предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в
достижении цели определённой сложности.
·
Умение работать в
группе — эффективно сотрудничать и
взаимодействовать на основе координации различных позиций при
выработке общего решения в совместной деятельности; слушать
партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно
отстаивать свою позицию и координировать её с
позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников,
поиска и оценки альтернативных способов разрешения
конфликтов.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
·
Формирование первоначальных
систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом
применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком
химии.
·
Осознание объективной значимости основ
химической науки как области современного естествознания, химических
превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений
живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира.
·
Овладение основами химической
грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные
ситуации, связанные с химией, навыками
безопасного обращения с веществами, используемыми в
повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное
поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды.
·
Формирование умений устанавливать
связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и
процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость
их свойств от состава и строения, а также зависимость применения
веществ от их свойств.
·
Приобретение опыта использования
различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при
проведении несложных химических экспериментов с использованием
лабораторного оборудования и приборов.
·
Умение оказывать первую помощь
при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и
лабораторным оборудованием.
·
Овладение приёмами работы
с информацией химического содержания, представленной в разной форме
(в виде текста формул, графиков, табличных данных,
схем, фотографий).
·
Создание основы для формирования
интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как
профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего
образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной
деятельности.
·
Формирование представлений о значении
химической науки в решении современных экологических проблем, в числе в предотвращении
техногенных и экологических катастроф.
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
·
Для оценки учебных достижений
обучающихся используется:
текущий контроль в виде проверочных работ и тестов; тематический контроль в
виде контрольных работ; итоговый контроль в виде контрольной работы и
теста.
·
Формы контроля:
фронтальный опрос, индивидуальная работа у доски, индивидуальная работа по
карточкам, дифференцированная самостоятельная работа, дифференцированная
проверочная работа, химический диктант, тестовый контроль, в том
числе с компьютерной поддержкой, устные зачеты, практические и лабораторные
работы, контрольная работа.