История
Аннотация к рабочей программе по
истории 5-9 класс ФГОС
Рабочая программа предназначена для изучения
истории в основной школе (5-9 классы), соответствует Федеральному
государственному образовательному стандарту второго поколения (Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования
/Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2011– стр.48). Предмет
«История» является обязательным базовым общеобразовательным учебным предметом,
предусмотрено обязательное изучение истории на этапе основного общего
образования в общем объёме 340 часа, в 5-9 классах по 2 часа в неделю. История
России – 6- 9 классах в объёме 170 часа. «Всеобщая история» – 170 часов.
Важность изучения в
школе предмета «История» обусловлена его познавательными и мировоззренческими
свойствами. В процессе освоения предмета закладываются основы знаний об
историческом пути человечества, об особенностях развития российской
цивилизации, формируются представления о многообразии окружающего мира и о
месте в нём России. Научной основой содержания школьного исторического образования
является Историко-культурный стандарт, который входит в Концепцию нового
учебно-методического комплекса по отечественной истории. Содержание учебного
предмета «История» на ступени основного общего образования представлено в двух
курсах – «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного
времени) и «Всеобщая история». Курс «История России» дает представление об
основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется
целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох – от
прослеживания хода наиболее значительных общественных процессов до описания
поворотных, драматических событий и их участников. Важная мировоззренческая
задача курса «История России» заключается в раскрытии как своеобразия и
неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой
истории. В рамках курса «История России» часть учебного времени отводится на
изучение региональной и истории. Это будет способствовать решению приоритетных
образовательных и воспитательных задач – развитию интереса школьников к
прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной
идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные
составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма,
гражданственности. В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты
основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств
и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных
общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.
Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической
обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для
понимания и уважения ими других людей и культур.
В 2020-2021 учебном году продолжается переход
на линейную модель изучения истории.
В 5 классе изучается История Древнего мира –
68 часов.
В 6 классе - история средних веков VI-XV вв.
(Всеобщая история). От древней Руси к Российскому государству ( с древности до
конца XV века). (История России)
В 7 классе – История Нового времени XVI- XVII
в .(Всеобщая история). Россия в XVIXVII веках. ( История России).
В 8 классе – Всеобщая история XVIII век.
Россия в XVIII веке.
В
9 классе – История Нового времени XIX век. Российская Империя XIX – начало XX
века.
Аннотация
к рабочей программе по истории (10-11 классы) Рабочая
программа по истории на уровне среднего общего образования составлена на основе
Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования
по истории на базовом уровне. В рабочую программу включены изменения, которые
вносятся в федеральный компонент государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего общего образования РФ (приказ
Министерства образования и науки РФ от 24 .01.2012 г. №39). Рабочая
программа ориентирована на линию учебников, выходящих в издательствах «Русское
слово», «Просвещение», и включенных в Федеральный перечень: Загладин, Н.В.
Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс; Сахаров, А.Н.
История России с древнейших времен до конца XVII века.Ч.1. 10 класс; Сахаров,
А.Н. История России в XVII-XIX веках. Ч.2.10 класс; Загладин, Н.В. Всеобщая
история XX век. 11 класс; Загладин, Н.В, Козленко, С.И., Минаков, С.Т., История
России. XX - начало XXI в. 11 класс. Историческое образование на уровне среднего общего
образования способствует формированию систематизированных знаний об
историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и
обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую
роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики
общественных процессов, специфики возникновения и развития различных
мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым,
историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации
подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося
гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается
возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности,
определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной
жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.
Развивающий потенциал системы исторического образования на уровне среднего
общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и
сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического
мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска
информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических
фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее
значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким
образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе
связан не с усвоением все большего количества информации и способностью
воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения,
оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.
Особенностью курса истории, изучаемого на базовом уровне среднего общего
образования, является его общеобязательный статус, независимость от задач
профилизации образования и организации довузовской подготовки учащихся.
Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление
учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися
мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе,
формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность
явлений и процессов современного мира. Тем самым, базовый уровень можно
рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на уровне
среднего общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами
учебного процесса. Реализация программы исторического образования базового
уровня среднего общего образования предполагает определенную специфику
межпредметных связей. «История»
входит в состав предметов, определенных учебным планом как обязательные. Тем
самым, предполагается изучение курса истории учащимися, получающими углубленную
подготовку в рамках самых различных профилей. С этой точки зрения используется
резерв свободного учебного времени. Изучение истории на базовом уровне среднего
общего образования направлено на достижение следующих целей: ·
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие
мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически
сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и
социальных установок, идеологических доктрин; ·
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов
современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей
реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими
мировоззренческими системами; ·
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование
целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом
процессе; ·
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа
исторической информации; ·
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и
явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные
версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное
отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности. Рабочая программа
предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического
образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и
мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата), использовать элементы
причинноследственного и структурно-функционального анализа, определять
сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии
для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Результаты
изучения предмета «История» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки
выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены
на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; овладение
учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации,
мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в
окружающем мире, востребованными в повседневной жизни. «Знать/понимать»
включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится
учащимися (содержательный компонент рабочей программы построен с учетом
двухуровневой модели обязательного минимума содержания стандарта исторического
образования). «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности,
соответствующих психолого-возрастным особенностям учащихся среднего общего
образования и целям исторического образования на базовом уровне (в том числе:
проводить поиск информации, анализировать, различать, устанавливать связи,
участвовать в дискуссиях, формулировать собственную позицию и др.).
«Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и
мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и
не подлежащие непосредственной проверке (в том числе: для определения собственной
позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической
обусловленности; использования навыков исторического анализа при критическом
восприятии получаемой извне социальной информации; осознания себя как
представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного,
конфессионального сообщества, гражданина России).